Вход на сайт

To prevent automated spam submissions leave this field empty.

Вы здесь

Главная

Что делает чемпионов - тренировка или талант?

Что отличает среднего спортсмена от высококлассного и исключительно успешного?

ImageТрехкратный олимпийский чемпион Вячеслав Иванов (в центре). Токио-1964

В 1990-х годах профессор Андерс Эрикссон из Университета штата Флорида (США) разработал теорию, основанную на многолетних исследованиях. Он изучал высокопрофессиональных специалистов в различных областях, включая спорт и музыку, чтобы определить, как соотносятся врожденная гениальность и приобретенные умения. Эрикссон утверждал, совершенное мастерство специалиста не связано с врожденным талантом, а является результатом тщательных тренировок в течение десяти лет или 10 000 часов. Основной вывод оптимистичен: роль врожденных способностей в достижении мастерства минимальна, главное — это сознательные усилия или то, что психолог называет «осознанной практикой».

Популяризированное Малкольмом Гладуэлем в его книге «Изгнанники» правило 10 000 часов стало широко известным.

На Международной конференции юниорских тренеров по академической гребле, состоявшейся недавно в Минске (Беларусь), профессор Владимир Иссурин , читающий лекции в израильском институте физической культуры и спорта имени Вингейта, задал вопрос о том, действительно ли теория Эрикссон применима в элитном спорте?

В 1993 году Эрикссон и его коллеги в журнале «Психолоджикал ревью» Американской психологической ассоциации заявили: «Многие характеристики, которые, как считается, отражали врожденный талант, на самом деле являются результатом интенсивной практики, проделанной как минимум в течение десяти лет».

Но тип практики, на которую он ссылается, это тщательно спланированная, а не просто случайная практика. Эрикссон пытается определить, что подразумевает эта практика.

Эрикссон поясняет, что осознанная практика есть выполнение списка конкретных критериев: «Чтобы обеспечить эффективное обучение, ученику в идеале должны быть даны подробные инструкции о лучшем методе, а также обеспечено наблюдение учителем, который осуществляет обратную связь, выявляет и исправляет ошибки».

Эрикссон в своей статье указывает три ограничения, связанные с осознанной практикой: ограничение ресурсов, мотивационное ограничение и ограничение усилий.

Ограничение ресурсов требует, чтобы у человека было свободное время и энергия для практики, но также он имел «доступ к учителям, учебным материалам и учебному оборудованию». Для детей и подростков ограничение ресурсов также подразумевает, «что кто-то должен оплачивать профессиональных учителей, учебные материалы, а также поездки в учебные заведения и на соревнования».

Эрикссон заявляет, что «осознанная практика не является по своей сути мотивирующей» и отсутствие получения наслаждения во время тренировок отличается от чувства удовлетворения, при достижении результата. «Люди редко начинают тренировку спонтанно». Это он называет мотивационном ограничением.

И, наконец, ограничение попыток (усилий). «Чтобы получить максимальный результат от долгосрочной тренировки, - утверждает Эрикссон, - люди должны избегать истощения и должны ограничивать нагрузку до такого уровня, чтобы успевать восстанавливаться ежедневно или еженедельно».

За последние 20 лет теория Эрикссона становится все более популярной. И хотя он смог доказать ее со многими рабочими группами, другие ученые начинают подвергать сомнению это утверждение, по крайней мере частично.

Профессор Иссурин  опросил 20 олимпийских чемпионов в различных видах спорта, в том числе гребцов Вячеслава Иванова и Сергея Федоровцева. Он смотрел на их ежегодные временные затраты на тренировки, спортивные результаты, индивидуальные особенности, а также семейную и социальную поддержки.

У большинства олимпийских чемпионов, с которыми беседовал Иссурин  отмечено, что заниматься сознательно в течение десяти лет не нужно, чтобы  выиграть свой первый олимпийский титул. Первым примером был Вячеслав Иванов. Он начал заниматься академической греблей в возрасте 14 лет и выиграл олимпийское золото в 18 лет.

В своем выступлении на Международной тренерской конференции Иссурин  отметил, что, согласно его выводам, теория осознанной практики, по-видимому, избирательно применима к высоко координированным эстетическим видам спорта, таким как гимнастика, но не к спорту на выносливость, силу и боевым видам.

Иссурин  также отметил, что объемы тренировок выдающихся спортсменов намного выше, чем обычно рекомендуемые нормы на начальных этапах их карьеры. Это, по-видимому, указывает на важность практики, но, вопреки теории Эрикссона, все спортсмены, которые ответили на опрос Иссурин а, сообщили, что их первая тренировка всегда была приятной.

Иссурин  также определил важность личностных качеств, которые были характерны для высокопрофессиональных олимпийских спортсменов. Тренеры сообщили, что распознали эти черты до достижения спортсменами успеха. Иссурин  определяет эти общие черты как «ранние показатели чрезвычайных спортивных способностей».

Иссурин  считает эти черты врожденными и не изученными.

Самомотивация была заметна у всех респондентов с раннего возраста. Высокая обучаемость или способность учиться и быстро развиваться, была еще одной общей чертой, когда спортсмены были в раннем возрасте. Почти все респонденты, похоже, были выносливым и имели очень конкурентное мышление. Опрошенные олимпийские чемпионы также продемонстрировали эмоциональную стабильность и обладали высокой самооценкой с раннего возраста.

«Желание учиться, высокая и стабильная мотивация и высокая обучаемость могут рассматриваться как ранние показатели необыкновенной одаренности», - говорит Иссурин .

Эрикссон считает, что единственным врожденным атрибутом, который играет роль в успехе спортсмена, является его рост. Иссурин  считает, что «соответствующий статус тела, оцененный по размеру, типу конституции, содержанию жира и гибкости, которые соответствуют запросам определенных видов спорта», играет большую роль.

Исследование Иссурин а показывает, что осознанная практика невозможна без заранее определенного набора врожденных черт характера, а не приобретенных. И хотя объемы обучения успешных спортсменов намного выше, чем у средних спортсменов, Иссурин  делает вывод о том, что десять лет такого обучения не всегда необходимы для первого большего успеха спортсмена.

О Международной конференции юниорских тренеров по академической гребле смотрите здесь.

Послушать презентацию профессора Иссурина можно здесь.

Источник: worldrowing.com

 

Поделись: 

Комментарии

Шамиль
Не в сети
Регистрация: 14/11/2017 - 10:52
Про достоверность данных доклада

Иссурин все данные по Вячеславу Иванову высосал из пальца.  Я переслал его жене фрагменты выступления Иссурина с проьбой подтвердить. Она заявила на Фейсбуке, что все данные по ее мужу не соответствуют действительности. Иссурина знаю с 1977 г.

Новости