Вход на сайт

To prevent automated spam submissions leave this field empty.

Вы здесь

Главная

Гонка Гарварда и Оксфорда разожгла гребную лихорадку 150 лет назад

Сосредоточив свое внимание на чемпионате мира по академической гребле, который проходил месяц назад, вы можете быть прощены за то, что забыли отметить 150-летнюю годовщину гонок четверок с рулевым.

Image

Полмиллиона зрителей выстроились вдоль берегов и на мостах реки Темзы в Лондоне, чтобы увидеть гонку между Гарвардским университетом из США и британским университетом из Оксфорда. Это событие, которого до этого не знал современный спорт, имело эффект выхода блокбастера. Недавно проложенный трансатлантический телеграфный кабель позволял почти мгновенно передавать сообщения через океан, чтобы американские болельщики могли следить за гонкой. Это обстоятельство усилило гребную лихорадку, которая распространялась по всей территории Соединенных Штатов, и помогло заложить фундамент американской академической гребли, какой мы ее теперь знаем.

Пресс-служба Международной федерации гребли пообщалась с бывшим гребцом, участником Олимпийских игр и историком гребного спорта Биллом Миллером, чтобы обсудить наследие гонки и то, почему она все еще имеет значение для современной гребли.

Вызов

Выйдя из кровавой гражданской войны, Соединенные Штаты в конце 1860-х годов все еще приходили в себя. Университетская гребля была вне национального внимания и - кроме специалистов - рассматривалась как элитное хобби в небольшой группе колледжей Лиги плюща.

«В 1867 году в Париже была проведена одна из первых международных гонок, - объясняет Миллер. - Канадский экипаж из Сент-Джона (провинция Нью-Брансуик) приехал и выиграл соревнование, получив звание «Парижской четверки».

Хотя Гарвард не присутствовал в Париже, он решил бросить вызов Оксфордскому или Кембриджскому университетам, чья знаменитая гонка восьмерок, основанная в 1829 году, вдохновила американцев начать проводить аналогичные соревнования между Гарвардским и Йельским университетами в 1852 году.

Народный энтузиазм

«Это было что-то очень большое и очень новое, - говорит Миллер. — Это была первая международная университетская гонка; это был вызов, который привлек внимание общественности в Великобритании и Соединенных Штатах. Бесчисленные статьи в газетах и журналах активно рекламировали и подогревали к ней интерес».

Трансатлантический телеграфный кабель - новейшее чудо современных технологий - позволил передавать новости почти как в «Твиттере».

«Без телеграфа потребовались бы недели, чтобы новости пересекли Атлантику на морском судне, - говорит Миллер. - Теперь шли ежедневные отчеты о том, чем питались экипажи и когда они гребли. Это действительно позволило заинтересовать публику на американской стороне океана».

«В день гонки были организованы ежеминутные сообщения, - говорит он. - Я думаю, что это был американец на одном из двух пароходов, следовавших за гонкой, который писал отчеты во время заезда, клал их в стальные контейнеры и бросал мальчику, нанятому доставлять их к телеграфу для передачи в США».

«В случае победы Гарварда, было намечено проведение всевозможных праздничных мероприятий, - продолжает Миллер. – Они планировались по всем Соединенным Штатам, а не только в местном Кембридже, штат Массачусетс. В Нью-Йорке запланировали устроить фейерверки и костры даже в новых штатах и на территории Среднего Запада, районах далеких от какой-либо гребной традиции, но, тем не менее болеющих за своих гребцов.

Гонка

«Гонка вызвала огромный ажиотаж, когда сотни тысяч людей пытались наблюдать за происходящим, - говорит Миллер. - Некоторые фанаты сопровождали гонку на лошадях. Темза была перекрыта, для чего через реку натянули цепь».

«Гонка была захватывающей! - продолжает он. - У Оксфорда была лучшая команда, которая в Британии когда-либо выходила на воду. Британцы не ожидали ничего от такого маленького колледжа, как Гарвард. Гарвард был неизвестной командой на чужой лодке, а лондонская дистанция сложна, если ее знаешь».

ImageФотография старта

Несмотря на все это гонка была напряженная.

«Гарвард лидировал первую половину заезда, - рассказывает Миллер. - Они отдали много сил на первой части дистанции. Затем Оксфорд совершил спурт и выиграл с преимуществом несколько корпусов лодки. Один из гребцов оксфордского экипажа Джей-Си Тинни сказал, что это была самая сложная гонка в его жизни. Гарвард и американская гребля заслужили огромное уважение».

ImageЭкипаж Гарварда лидирует у Хаммерсмитского моста

Наследие

Хотя Гарвард и проиграл гонку, по словам Миллера, ее влияние на гребной спорт трудно преуменьшить. Одним из основных результатов стала оттепель в англо-американских отношениях.

«Британцы поддерживали Юг в гражданской войне из-за заинтересованности в хлопке, - говорит он. - Отношения между странами были очень холодными. Политологи считают, что это гребная гонка расколола лед в этих отношениях».

«Спортивное мастерство и соперничество, проявленные обеими командами, задали новый уровень, - продолжает Миллер. - Они cделали вроде немного, но оба сохранили свою честь».

Волна гребной лихорадки прокатилась по Соединенным Штатам.

«Если вы посмотрите на колледжи, где начали культивировать греблю, и то количество гребных клубов, образованных в 1870 и 1871 годах, то их можно исчислять десятками от Нового Орлеана до Джексонвилля», - констатирует Миллер.

В 1871 году было также создано первое межвузовское объединение по гребле (Ассоциация гребли американских колледжей), и, как отмечает Миллер, «первые национальные спортивные чемпионаты также состоялись в 1871 году».

«Популярность колледжей, где развивалась гребля, буквально взорвалась, - говорит он. – Число гребцов резко увеличилось. Гонка в Лондоне популяризировало греблю прежде всего в США. Даже вплоть до 1936 года, до эпохи «Мальчиков в лодке», я могу проследить влияние этого события 1869 года».

Полный текст статьи Миллера: здесь.

Статья британца Криса Додда об этом событии: здесь.

 

Поделись: