Вход на сайт

To prevent automated spam submissions leave this field empty.

Вы здесь

Главная

Олимпийский чемпион по гребле Юрий Постригай завел блог на Sports.ru. Что бы вы хотели узнать?

В 2012 году сломал весло из-за желания победить, а теперь готовится к играм в Токио и раскрывает секреты подготовки к Олимпиаде.

Всем привет! Меня зовут Юрий Постригай, я гребец-байдарочник, с 2006 года выступаю за сборную России. Я выиграл на Олимпиаде в Лондоне в 2012 году в паре с Александром Дьяченко и готовлюсь к следующей Олимпиаде. Впереди у меня как минимум две – Токио и Париж.

Цель – сборная. Прошел через дедовщину в училище, привык к Москве после Екатеринбурга, полюбил греблю и поверил в себя

В 16 лет я поставил себе цель – попасть в сборную страны. Я мечтал носить экипировку с символикой сборной России. Тренировался без остановки, работал над исправлением ошибок, на которые мне указывал тренер.

За два года до этого мы переехали в Москву из Екатеринбурга – с 10 лет я занимался в секции гребли, с тренером, который мог нас увлечь, придумывал необычные задания, поддерживал как отец. А в Москве все заново – незнакомый коллектив, большие расстояния, нужно было много времени, чтобы доехать из одной точки столицы в другую. Было сложно выделиться на фоне других спортсменов, старался делать то, что мне говорят, старался грести, тренироваться, но время шло, а выдающимися результатами я не отличался.

Вскоре встал вопрос о дальнейшем обучении: идти в обычную школу и потом поступать в институт, либо идти в училище Олимпийского резерва. Я выбрал училище. Тренер Андрей Вениаминович Фирсов взял меня под свою опеку, стал тренировать и результат начал расти. А гребля начала мне нравиться.

В училище была своего рода дедовщина, поэтому я не селился в общежитии, а продолжал ездить на тренировки с другого конца Москвы. Не хотел тратить эмоции и нарываться на людей, которые не воспринимали меня всерьез. Я делал все по-своему. Изучал видео других спортсменов, начал перенимать – но не копировать – какие-то фишки из подготовки. Потом все утихомирились в училище, мы подружились со старшими и я стал своим парнем. Стремился за ребятами, которые быстрее ездили, сидел у них на волне, когда они гребли. Превышал свои пульсовые границы, чтобы развиваться.

В гребле есть свои правила. Чтобы просто грести нормально, надо набрать 10 000 километров, 2000 в год. То есть, пять лет, чтобы хорошо держаться в лодке. А вот если прошел 20 000 километров, то уже можешь стать чемпионом России.

Я набирал эти объемы, стал больше заниматься, делал по три тренировки в день. Как раз в то время, Андрей Вениаминович решил, что я и гребец Ованес Цатурян будем отлично держаться в одной лодке и создал из нас экипаж. Мы стали отлично работать вместе, и вскоре выиграли первенство России. А в 2006 году я попал в национальную сборную и на первый крупный международный старт – первенство Европы, на котором мы заняли четвертое место.

Новый напарник за четыре месяца до Олимпиады и ускоренная притирка «двойки». На Кубке мира я перестарался и сломал весло – так сильно хотел победить

Я тренировался и выступал вместе с напарником – Максимом Молочковым. В 2009 году мы заняли пятое место на Чемпионате мира в Канаде. Учитывая то, что среди наших соперников некоторые уже были с олимпийскими медалями, это был хороший результат. Год спустя на этом же чемпионате с Максимом мы заняли уже четвертое место. Медленно, но верно, шли вперед.

Хотя в 2011 году я занял третье место в одиночке на средней дистанции (500 метров), у меня был постоянный напарник, с которым мы тренировались. И вот в 2012 году, за 4 месяца до Олимпийских игр, тренер предложил сменить напарника...

До 2012 года мы с Александром Дьяченко были конкурентами. Неожиданно тренерский штаб решил, что нам надо сесть в одну лодку, и это было стопроцентное попадание. В Кубке России и на первенстве в Польше, где нужно было взять лицензию для страны на участие в Олимпийских играх, мы заняли первые места с огромным отрывом. А ровно через семь дней на Кубке мира, на этом же гребном канале в Польше в городе Познань, нас ждала неудача.

Я гребу с тем же веслом, ничего не подозревая, мы проходим предварительную и полуфинальную стадии, и доходим до финального заезда. Все идет по плану, инвентарь проверен. Встаем на старт, слышим команду стартера, ловушки опускаются, мы начинаем грести, и где-то на десятый гребок, когда набирается вся основная мощность, когда лодка начинает разгоняться за счет инерции, слышится треск на весь канал.

Я не понимаю, что происходит, смотрю на свое весло, а оно просто распалось на две части. Видимо, была микротрещина, которая износилась уже под этот старт. Очень сильно хотелось победить, сильно давил на весло, и оно не выдержало.

В итоге, мой напарник просто дотолкал меня до финиша и все. Мы приехали за 1 минуту 20 секунд – вместо 32-33 секунд. Все на эмоциях, кто-то радуется за призовое место, кто-то грустит из-за проигрыша, и тут мы подъезжаем. А когда пересекаешь финишную черту, то издается громкий звук, напоминающий сигнал поезда. Основное внимание сразу переключилось на нас, все поняли, что произошла какая-то авария.

Это был провал перед большой победой. Через неделю на втором этапе Кубка мира в Германии все сложилось как надо – мы взяли первое место, оторвавшись от серебряных призеров почти на полкорпуса лодки.

Полностью переделали подготовку: делали упор на мощность, а не на скорость. На два наших гребка соперники делали четыре

До Олимпиады – 3 месяца, мы возвращаемся в Москву, чтобы готовиться. Пришлось специально пропустить Чемпионат Европы, чтобы конкуренты не успели просчитать наши технические моменты. Все думали, что в спринте важна скоростная работа, но мы ставили упор на мощностную. У тренера была задача, чтобы мы делали два гребка, а остальные – четыре, но скорость лодок при этом была одинаковая.

Чтобы добиться этого результата, выполняли много силовых тренировок, работы с гидротормозом. Также старались, чтобы темп был невысокий – 150-160 ударов, мы вдвоем с напарником должны были в него попадать – а у других спортсменов темп был 170-180 ударов.

Каждую тренировку и каждый гребок мы все время старались сделать мощнее. Я делал меньше движений, но ехал на уровне других, потом под финиш добавлял темп, убирал эту мощность и уезжал от удивленных соперников.

Мне было 23 года, когда я представлял страну на Олимпиаде. Было очень волнительно, в Лондоне все поддерживали англичан, трибуны шумели. Важным было не сбиться, сделать правильное количество гребков, дать возможность работать напарнику, и на все это – 33 секунды.

Пролетев финишную черту, мы краем глаза увидели, что все остальные спортсмены позади. Туман в голове, все подбегают, поздравляют, и комментатор с английским акцентом произносит: «Юрий Постригай и Александр Дьяченко!». Первое место, мы Олимпийские чемпионы.

Есть ли жизнь после Олимпиады? Сначала сплошные победы, а потом – все начинать заново и менять систему подготовки

Мы наращивали темп, 2013-й год стал практически беспроигрышным. С дистанцией 200 метров мы установили рекорд и выиграли все соревнования, стали чемпионами Европы и мира.

В 2014 году другие страны нас прощупали, поняли как действовать, чтобы обойти. Появился очень сильный немецкий экипаж, который был как пушка, они улетали и никто их не мог догнать – они были как мы двумя годами ранее.

В итоге, в 2014 году на Чемпионате мира мы занимаем 6-е место. Это была отправная точка, чтобы начать все заново. Стали менять систему подготовки, поднимать технические и функциональные навыки. В 2015 году вернулись в строй, заняли второе место на Чемпионате мира.

В 2016 году были перспективы занять на Олимпийских играх призовое место, но нас не пустили туда. Это совсем другая история, которую можно будет рассказать позже.

В 2017 году заезд на 200 метров убрали из соревнований, мне пришлось перестраиваться на более длинную дистанцию – 500 метров в четверке. Я начал осваиваться в роли загребного в длинной лодке.

Что дальше? Тренироваться дальше, помнить о корнях, ежедневно много трудиться. Впереди еще две Олимпиады

В спорте я еще надолго, впереди как минимум две Олимпиады – Токио и Париж. Правда, сейчас совсем не понятно, что будет с Олимпиадой-2021 в Токио. Хоть какая-то толика новостей может появиться в марте этого года, когда будут зажигать Олимпийский огонь. Грусти добавляет то, что российские спортсмены на крупных спортивных событиях выступают под нейтральным флагом. Но главное для нас, спортсменов – это выступать. Нельзя под российским флагом? Хорошо, будем под нейтральным. Главное – дайте нам выступить!

Я считаю, что спорт и политика должны разделяться, но это не зависит от нас, спортсменов. Если нам удастся выступить на Олимпиаде, это будет большой победой.

Я очень хочу находиться на верхней ступени пьедестала. Я – простой парень из Екатеринбурга, до 16 лет учился в обычной школе. В 4 года мама отвела меня на фигурное катание, и благодаря ей я полюбил спорт, не попал под влияние сверстников с неблагополучного района, где было много хулиганов и наркоманов.

В 10 лет друг позвал меня с собой на секцию гребли. Я уже говорил, что в секции был замечательный тренер – он нас всегда поддерживал, подбирал правильные слова, находил лучший инвентарь, чтобы мы показали достойные результаты. В детском лагере он устраивал соревнование, где нужно было залезть на дерево, а победитель получал банку сгущенки.

Когда я проехал дистанцию 200 метров за 1 минуту 15 секунд на маленькой лодке «Малютка», то получил медаль и грамоту за это, но тренер в довесок вручил мне еще какую-то сладость. Такая, казалось бы, мелочь, а я помню это до сих пор и храню эту медаль и грамоту с 1998 года. Сейчас, кстати, преодолеваю дистанцию в 200 метров за 34,5 секунды.

Профессиональный спорт – это ежедневный непростой труд. В спорте нужно каждый день тренироваться, а потом правильно восстанавливаться. Организм до поры до времени готов к такому ритму, а потом может дать сбой. Нужно научиться слушать свое тело, и это пришло ко мне не сразу. Было время, когда я против воли тренера, выходил на старт больным, чтобы доказать, что я и в таком состоянии могу всех обогнать. В итоге выигрывал, но становилось хуже и другие старты пропускал.

Эти ошибки я запомнил и на них научился. В этом блоге я буду рассказывать о том, что узнал во время подготовки, о своих тренировках и упражнениях, питании. Например, вы знали, что зимой гребцы тренируются не только на гребном тренажере, но и катаются на лыжах, бегают, ходят со скандинавскими палками, плавают в бассейне и катаются на велосипеде в закрытом помещении? В общем, гребец – это мастер спорта по всем видам спорта!