Вход на сайт

To prevent automated spam submissions leave this field empty.

Вы здесь

Главная

Сергей Майдачевский: "Методика подготовки молодых гребцов в возрасте до 18 лет"

Статья, опубликованная сегодня посвящена академической гребле. Но тема, затронутая в статье актуальна для многих видов спорта, в том числе и для, гребли на байдарках  и каноэ. Материал будет полезен как начинающим гребцам, так и тренерам.

Материал лекции для юношеских тренеров провинции Джан-Су, Китай
 
О том что физической подготовке детей и подростков придавалось серьезное значение, известно из истории – «спартанские условия», это выражение известно каждому. А старшее поколение гребцов со спартанскими условиями подготовки познакомилось на сборах в Поти. Впрочем, есть основания полагать, что спартанские дети не знали себе равных в физической и психологической подготовке – достаточно вспомнить легендарного мальчика, прятавшем за пазухой лисенка. Из истории Спарты мы знаем и о методах селекции в этом древнегречеком государстве. Слабых младенцев бросали в пропасть, полагая, что новорожденный с ограниченными возможностями как его не тренируй, не станет одним их трехсот спартанцев.
 
Нам такие методы, разумеется отвратительны, и мы спартанцев уважаем за битву при Фермопилах, а не за детоубийство. Но интересно, что скажут про нашу современную систему подготовки юных спортсменов через две с половиной тысячи лет.
Нет, все это конечно здорово - международные юношеские регаты, Чемпионаты Мира и Европы, и даже (мама миа!) Олимпийские Игры Юных, но даже если начисто исключить применение запрещенной фармакологии в юношеской гребле, разумно ли ставить перед 18-летним спортсменом задачу пройти гонку в М2- за 6.35? А ведь именно это время сейчас требуется для победы на U-18. Чтоб так ездить на лодке, на концепте придется «двушку» крутить не медленнее чем 6.08, а шестерку за 19.36. И ведь крутят! - Тренеры внушают подросткам что так надо, что это правильно... И у меня так крутили, я и внушал, зная, что такова цена победы. Но 18 лет это еще куда не шло. А в 16 лет «двушку» за 6.12 – это вам как? Тренер который участвовал в той программе, поясняет – на подростка авторитетное слово тренера и пример старших гребцов действует как допинг – легко внушаемого подростка вводят в состояние экзальтации, причем делают это совершенно сознательно и начинают обработку сознания спортсменов уже с самого раннего возраста категорий. Что ж - медали с юношеских чемпионатов сербы привозят практически каждый год. Эффективность налицо. 
 
И если без медалей жизнь не мила, то тогда вперед - за медалями. Но при этом нужно хотя бы отдавать себе отчет в том что в 18 не заканчивается ни жизнь, ни спортивная карьера. И в Англии это, похоже, понимают. До 17 лет англичанам предписано тренироваться 1 раз в день, а до 15 не больше 3х раз в неделю. В Сербии, где я проработал 6 лет, таких правил никто не придерживается. Там производство юношеских медалей , поставлено на конвейер, правда с олимпийскими пока проблемы – не в ранней ли специализации дело? Жизнь покажет...
Говоря о юношах гребцах следует помнить что тренируемость, как таковая у разных людей значительно отличается. Даже в пределах одной и той же возрастно-половой группы имеются очень большие индивидуальные вариации в тренируемости: одна и та же тренировка вызывает неодинаковые эффекты. Значит и универсальной системы подготовки быть не может? Или все-таки она есть – Тайная Система великих тренеров? Так или иначе тренируемость специфична, как и специфичны тренировочные эффекты. Нет нужды распространяться о том что уже с детства кто-то проявляет высокую степень тренируемости при силовой тренировке, а кто-то обладают повышенной восприимчивостью к тренировке выносливости, но – вот беда! - не имеет значительного прироста мышечной силы в ответ на силовую тренировку.
Следовательно, применение одинаковой тренировки может в разной степени выявлять тренируемость к данному виду физической деятельности у разных людей.
 
Какие же наследственные факторы способствуют успеху в академической гребле?
 
Насыщенность миокарда венами и капиллярами,сократительная способность левого желудочка, мышечная композиция и кислородна емкость крови – хорошо бы чтоб во всем этом не было сомнений еще в самом начале – не будет потом и разочарований.
 
А вот число, размеры митохондрий, мало зависят от генотипа и весьма чувствительны к тренировке. Максимальная аэробная мощность в наибольшей степени наследственно обусловлена. Высокие показатели О2 МАКС регистрируются не только у высокотренированных представителей видов спорта на выносливость, но, бывает, и у людей, не занимающихся серьезно спортом. 
 
Генетическая обусловленность высокого МПК, определяющая повышенные аэробные возможности организма, предопределяет достижение высоких результатов в гребле. Наследственность влияет и на общий уровень физической активности человека. Так, у физически активных родителей дети с высокой подвижность наблюдаются примерно в 20% случаях, а у детей «обычных» родителей в 5 раз реже. Отношение к спорту отличается среди монозиготных близнецов лишь в 6% случаев, а среди дизиготных близнецов – в 85% случаев. Полное совпадение в выборе спортивной специализации, и достигнутых результатов наблюдалось у 70% пар монозиготных близнецов и лишь у 22% пар дизиготных близнецов. Гены? – Гены. Разумеется «в пропасть» никого кидать не надо, но минимум вменяемости при работе с детьми все-таки нужен. Или не нужен?.. Может быть тренер и должен быть эдаким... ну, вобщем альтернативно одаренным волевым дятлом. Я знал таких и немало. Как-то рассказывал своему первом тренеру Анатолию Ивановичу Завгороднему о системе подготвки юношей в Сербии. Тот послушал и спросил: «И что – ни реанимации, ни смертных случаев? Странно...» Как в воду смотрел – в этом году в Сербии на тренировке умер гребец Неманя Нешич – остановилось сердце. Без причины. Или все-таки была причина? В 17 в жесткой конкуренции отобрался на юношеский мир, в 18 лет уже гонялся на U23 по легковесам, призер Кубка Мира. В общем, был человек и нет - даже до реанимации не довезли...
 
Ну, а что же сердце? Как на него действует тренировка? Оказывается по разному и что немцу хорошо, то ненцу... эх, не хочется о грустном. Итак – два вида спортивного сердца:
 
1) работоспособное, адаптированное к высоким физическим нагрузкам;
2) патологически измененное в результате тренировоных нагрузок.
 
Правильные механизмы адаптации сформировавшиеся в ответ на интенсивную физическую нагрузку характеризуются:
 
Улучшением капиллярного* кровообращения в сердечной мышце, как за счет расширения существующих капилляров, так и вследствие открытия и развития новых.
 
Физиологическое увеличение массы сердца. При этом повышаются энергетические возможности клеток миокарда, его сократительная способность (сила и скорость сердечных сокращений).
 
Физиологическое увеличение полостей сердца, приводящее к увеличению его емкости. При физической нагрузке это позволяет увеличить количество крови, которое сердце выбрасывает за одно сокращение, экономизация.
 
При максимальных нагрузках число сердечных сокращений может достигать 200-230 ударов, количество крови, которое перекачивает сердце за минуту доходит до 30-40 литров.
Карпиллярная сеть сердечной мышцы
 
При срыве адаптации, постепенно развиваются патологические изменения в сердце.
 
Это происходит если
Занятия спортом не имеют системы или сопровождаются запредельными нагрузками.
Физические нагрузки даются на фоне инфекционных заболеваний.
Имеются генетические предпосылки к развитию паталогии.
 
Как проявляются патологические изменения
 
Особенности строения сердца человека во многом обусловлены генетически. В особенности это касается насыщенности миокарда капиллярами и сосудами. Неблагоприятным явлением следует считать утолщение стенок сердца.
 
Вот так! Казалось бы это-то и надо – мышечное волокно увеличилось в диаметре, стало сильнее. Но увеличение массы миокарда имеет ряд неблагоприятных моментов:
 
- рост артерий и капилляров при этом почему-то отстает от увеличения размеров кардиомиоцитов (мышечных клеток), в результате ухудшение кровоснабжения миокарда.
- утрачивается способность к полному расслаблению миокарда, снижается его эластичность, нарушается его сократительная способность. 
- увеличивается объем предсердий, что является фактором развития аритмий. В общем повышенная утомляемость, необъяснимые «залеты» и дальше полный список спортивных разочорований. 
 
Но, допутим, что и ребенок у нас занимается именно такой каким должен быть – а мы-то все делаем правильно? Ну, или хотя бы в самых общих чертах представляем все те процессы которые мы запускаем нашими тренировочными программами? В полной мере ли мы осознаем разницу между утомление и усталостью, и не в этих ли двух сходных по смыслу словах скрыты резервы методически обоснованного роста результата юных гребцов? 
 
Утомление и усталость в спорте. Важно не принять усталость за утомление.
 
 Оказываетя утомление мышцы не является следствие расхода энергетических веществ. Эксперименты показали, что значительное утомление мышцы наступает раньше, чем исчерпы-ваются в ней запасы углеводов. Так может дело в нарастающей недостаточности притока кислорода? Что ж, утомление мышцы в бескислородной среде действительно наступает значительно быстрее, но работу и при этих условиях мышца может выполнять достаточно долго. И даже усиленный распад энергетических веществ не главная причина утомления - ведь известно что индивидуальная переносимость лактата у людей очень разная.
 
Все перечисленные причины затрагивают только отдельные звенья сложного процесса утомления. Утомление организма есть результат сдвигов в функциональном состоянии центральной нервной системы.
 
Мышечная работа это целостная деятельность всего организма. Интенсивная мышечная деятельность является в то же время и интенсивной деятельностью нервных центров. Изменение нормального взаимоотношения процессов возбуждения и торможения, приводит к тому что тормозной процесс начинает преобладать. Нервная система наиболее чувствительна к изменениям внутренней среды. Накопление в крови продуктов работы клеток, уменьшение углеводных запасов в мышцах, недостаток кислорода в крови, понижают работоспособность организма не прямо, а главным образом опосредовано - через центральную нервную систему.
 
Николае Джога (Румыния): "Усталость это хорошо, это замечательно. Измени свое отношение к усталости и ты добьешься успеха.” 
 
Интересны опыты с гипнотическим словесным внушением различных двигательных представлений при выполнении работы. Испытуемый в состоянии гипноза поднимал легкий или тяжелый груз, причем при поднимании легкого груза ему внушалось, что он поднимает тяжелый, а при поднимании тяжелого -- внушалось, что он поднимает легкий.
 
В первом случае -- при совершении легкой работы под внушенным представления о тяжелой работе -- физиологические сдвиги были выше и утомление наступало значительно быстрей, чем в контрольных опытах с выполнением той же работы вне гипноза. А при совершении тяжелой работы на фоне внушенного представления о легкой работе - наблюдалось противоположное явление.
 
Джон Робинсон (Новая Зелландия): ” Стоит одному в группе улучшить результат на концепте и сразу несколько вслед за ними делают значительный шаг вперед. Найди лидера и поддержи его”.
 
Опыты с выполнением работы на фоне внушенных двигательных представлений убедительно поясняют, как утомление и усталость зависят от состояния центральной нервной систем, которой может изменяться через посредство речи.
 
Нужно различать утомление и усталость. Утомление - состояние организма, возникающее вследствие работы и объективно характеризующееся снижением работоспособности, усталость - это субъективная сторона проявления утомления, психическое переживание, связанное с утомлением.
 
Нередки случаи, когда усталость и другие признаки утомления по своей выраженности друг другу не соответствуют. Например, бывает что чувствуется большая усталость, а объективных данных для резкого снижения работоспособности нет, так как работа про-делана незначительная. Это наблюдается, если работа совершается без интереса и желания, без ясного представления цели данной работы или ближайших ее результатов. Могут быть другие случаи, когда налицо все данные для выраженного утомления, так как работа произведена большая, а усталость тем не менее не чувствуется. Это бывает тогда, когда выполнение работы сопровождается эмоциональным подъемом, заинтересованностью в работе, сознанием высокой цели и т. п.
 
Влияния различных эмоциональных факторов на работоспособность организма очень велико. Среди условных раздражителей для человека огромное значение имеет словесный раздражитель. Различные речевые воздействия (словесные поощрения, призывы и т. д.) могут существенно влиять на течение явлений утомления. Злоупортебление этими методами воздействия на подростка сродни действию допинга. Словесными методами воздействие на спортсмена не исчерпывается. Правильное моделирование и организация тренировочного процесса позволяет формировать соответствующую эмоциональную обстановку в группе. Такой подход хорошо поясняется высказыванием лучшим тренером по гребле олимпийского цикла 2008-2012. Новозелаандец Дик Тонкс о своих приципах коммуникации со спортсменами сказал: " Neither speeches, neither jokes nor conversations ” (ни речей, ни шуток, ни бесед). Правильно поставленная задача, и эффективный контроль за ее выполнением - по мнению Дика это главное. При просмотре новозеландских программ понимаешь, что успехи новозеландцев не объясняются одной лишь немногословностью ихнего хэд коуча. Новозеландская система тренировки разговор отдельный, а тем кто хочет ознакомится с нашими таблицами тренировочных скоростей я их вышлю на мейл. Пока же привожу некоторые данные, которые мы с женой собрали за время работы в Сербии.
 
 
"Большой спортсмен это большой талант и, к сожалению, большая редкость”. (Андрей Крохмальный, старейший тренер Украины) 
Не следует переоценивать возможности тренировочного процесса - пределы роста МПК лимитированы индивидуальным генотипом, так что никакая тренировка не в состоянии преодолеть этот барьер.
 
 
 
Потомственные гребцы-олимпийцы Иван и Наталья Довгодько. Иван чемпион Мира U23, Наталья олимпийская чемпионка. Яркий пример генетической одарненности.
 
Особенности организации и управление подготовкой молодых спортсменов в гребле.
 
1) Скаутинг (Набор). Личность скаутера. Антропометрия, анкетирование, здоровье, характер, телесно-кинестетический интеллект, общий интеллект, общительность.
 
2) Новички - 12-14 лет. Тренировка направлена в основном на улучшение скорости двигательных реакций. В этом возрасте преимущество тренирующихся детей перед не занимающимися спортом особенно велико. Если в это время не развивать быстроту, то в последующие годы, возникшее отставание трудно ликвидировать. Взаимосвязь в развитии силы и быстроты достаточно полно проявляется в скоростно-силовых упражнениях, например в прыжках в длину и в высоту. Наибольший прирост результатов в прыжках наблюдается от 12 до 13 лет. Увеличение анаэробной мощности отмечается с 12 до 13-14 лет. Ловкость несколько ухудшена, необходимы меры по профилактике травм опорно-двигательного аппарата.
 
С 14 лет можно приступать к развитию работоспособности. Пешие, лыжные и лодочные походы оптимальный вариант – потом пульс не будет зашкаливать + фактор преодоления и чувство коллективизма. Очень рекомендую.
 
3) Кадеты. 15-16 лет. Начинается увеличение аэробной мощности, наибольший прирост которой наблюдается от 16 до 18 лет. Планируя нагрузку для кадетов следует помнить, что несмотря на возросшие возможности, восстановительные процессы у них протекают медленнее чем у взрослых. Продолжительность восстановления после одинаковой со взрослыми тренировки вдвое длиннее. Наиболее интенсивный прирост силы приходится на период от 14 до 17 лет. В последующие годы темпы ее роста замедляются К 16-17 годам завершается формирование композиция мышц, характерной для взрослых. Ловкость все еще отстает от взрослых.
 
4) Юниоры. 17-18 лет. Подростка в этом возрасте отличает повышенная эмоциональность поведения, сопровождающаяся подчас психической неустойчивость, быстрыми переходами от угнетения к радости и наоборот. Возможна смена жизненных приоритетов. Подобные изменения носят временный характер и являются следствием нейро-гормональных сдвигов, присущих данному возрастному периоду. По показателям силы, ловкости и выносливости приближаются к взрослым. В общении уместен метод наводящих открытых вопросов, (См. Дж. Уитмор. Коучинг эффективности) как способ активизации сознательности и активности спортсмена.
 
Два направления в юношеской гребле:  
 
1. Форсирование подготовки юношей по принципу сербской национальной команды;
 
2. Работа с долговременной перспективой.
 
Не вызывает сомнений то, что деструктивные альтернативы окружающий мир предоставляет человеку в изобилии. Юношеский спорт, несмотря на все его издержки, далеко не худший их путей для молодого человека. Академическая гребля традиционно студенческий вид спорта и для успешных молодых гребцов открываются двери лучших университетов мира. Интересно, что греблей с одинаковым интересом занимаются как дети миллионеров, так и дети из малообеспеченных слоев общества – для кого-то гребля играет роль социального лифта, для кого-то является фактором социальной вовлеченности и принадлежности. Не каждый находит себя в этом суровом виде спорта. 
 
Тренеру работающему с детьми нужно отдавать себе отчет в том, что процесс селекции и отбора в команду для некоторых подростков может оказаться весьма болезненным. Следует сочетать тренерскую принципиальность с максимальной деликатностью, не ставить перед ребенком заведомо невыполнимых целей и задач, ориентируя его на самосовершенствование как на сверхзадачу, за решением которой следуют спортивные достижения и победы.
 
3) Личность тренера в юношеской гребле, его цели и задачи.
 
Личность тренера работающего с молодыми гребцами во многом отличается от тренеров готовящих элитных гребцов. Принцип Дика Тонкса "Neither speeches, neither jokes nor conversations” - по отношению к юным гребцам следует применять избирательно. Воспитывая у них активность, сознательность и осознанность целесообразно комбинировать самые разнообразные средства и методы, максимально проявляя свой творческий потенциал. Хочется привести пример с тренировкой по штанге, которую проводил по моей просьбе с моими спортсменами заслуженный тренер Украины Вячеслав Ивановский. Вокруг элементарного упражнения тяги лежа Слава сооруди целый мини-спектакль и за одну тренировку добился прибавки в 7 кг, за счет «накачивания» атмосферы радостного ажиотажа. Приведу также высказывание гремевшего в свое время тренера по плавания Дж. Каунсилмена:
 
"Тренер! Во время тренировки всем своим видом подчеркивай, что в мире нет ничего важнее того, чем ты сейчас занимаешься вместе со своим спортсменами”.
 
Применительно к юношеским тренерам данное высказывание справедливо вдвойне и втройне. Будем откровенны – нередко бывает, что тренер, дав юному гребцу задание «улетает» мыслями в астрал, увлеченно общается с «товарищем по несчастью». Время, когда практически любой, даже посредственный тренер, автоматически воспринимался подростком, как особый человек ушло безвозвратно, да и статустность занятий спортом не столь безоговорочна как раньше. В общем в любой момент нужно быть готовым отстаивать авторитет вида спорта, несомненные преимущества которого в глазах подростка могут быть не столь очевидны, чем сомнительные, но навязчиво манифестируемые игровыми видами и единоборствами. Убедительные и продуманные ответы должны быть своевременным аргументом в пользу занятия греблей и тренер сам должен в это непреложно верить.
 
Является ли юношеский спорт положительным явлением или это одна из безрассудных крайностей, столь присущих нашей цивилизации – однозначного ответа по-видимому не существует. Очевидно, что в ближайшем обозримом будущем роль юношеского спорта как социального явления будет возрастать. Об этом говорит инициирование такого еще весьма необычного спортивного форума, как Олимпийские Игры для юношей. И то, что китайские спортивные функционеры стали приглашать для работы с юношеским резервом иностранных тренеров высокого уровня, предлагая им серьезные деньги тоже весьма симптоматично. Ребенок отгонявшись на Чемпионате Мира по юношам может стать успешным профессиональным спортсменом, а может заняться чем-то другим – и то и другое ОК! Предоставить молодым людям дополнительную возможность сделать правильный жизненный выбор и добиться успеха на избранном пути – должно быть высшим смыслом работы юношеского тренера, его благородной целью - может ли быть что-то лучше и достойнее этой высокой миссии.
 
Источник: rowingnews.ru
 
Поделись: 

Комментарии

Roza
Не в сети
Регистрация: 18/09/2012 - 09:26
обязательно рекомендуем

обязательно рекомендуем данную статью нашим тренерам-преподавателям, спасибо!

Новости