Вход на сайт

To prevent automated spam submissions leave this field empty.

Вы здесь

Главная

Весенний марафон без «Девушки с веслом»

Image

«Весенний марафон» - традиционная точка отсчета начала сезона в академической гребле в Санкт-Петербурге.

25 апреля на пятикилометровую дистанцию вокруг Каменного острова вышли 275 спортсменов в 55 экипажах парных и распашных учебных четверках.

Возрастной диапазон участников: от 15 до 70 лет. Несмотря на то, что соревновательный компонент в Весеннем марафоне присутствует, его основная задача - показать, кто как готов к сезону.

Первый старт сезона дал гребцам возможность проверить свое состояние и оценить силы после зимней подготовки.

Результаты марафона: https://vk.com/doc-44141459_594147289

А где же «Девушка с веслом»? Нет девушки с веслами на воде, конечно, были. Отсутствовала только скульптура «Девушка с веслом» - копия произведения Ивана Шадра, которая была установлена на Безымянном острове реки Крестовки в 2011 году и уже успела стать одним из символов гребли в нашем городе. Отметим, что акватория Крестовки издавна считается культовым местом гребцов города на Неве, ведь там было средоточие гребных клубов, и трафик весельных лодок там был такой, что по ней невозможно было пройти, не сбавив скорости.

Статуя принадлежит Английскому гребному клубу, который забрал ее на реставрацию. Вернут скульптуру после завершения работ. Однако возможно она поменяет место прописки — увидеть ее можно будет на другом берегу, который находится под охраной клуба. Таким образом владельцы планируют защитить статую от вандалов.

«Девушке с веслом» требовалась реставрация из-за регулярных набегов вандалов, которые портили ее. Из-за этого скульптуру приходилось периодически закрашивать.

Image Image

В «преображении» скульптуры принимал участие даже известный уличный художник Loketski, который обычно для своих работ использует бесхозные предметы. В марте 2020-го года он сделал из «Девушки с веслом» — «Девушку с ремеслом», придав ей совсем другой смысл. В гребном клубе такой креатив, скорее всего, не оценили. Кроме того, о работе негативно высказались некоторые пользователи, назвав действия стрит-артера вандализмом.

В середине мая проходить традиционная регата «Золотые весла». К этому событию «Девушку с веслом» уже точно установят.

Фигуры мускулистых девушек в СССР находились почти в каждом центральном парке города, но даже среди них были те, кто в свое время пострадал от цензуры. В 1936 году возмущение московских властей вызвала скульптура Ивана Шадра «Девушка с веслом», расположенная у главного входа в парке Горького. Чиновники сочли, что работа получилась чересчур вызывающей, что не соответствует образу женщины-труженицы. Вот как о ней писали в «Вечерней Москве»:

«Мы наблюдаем спекуляцию вульгарной эротической образностью. Весло здесь теряет свой бытовой смысл и становится очевидным фаллическим символом; оно отсылает нас к уключине, в которую вставляется весло… Наконец, следует помнить, что обнаженная девушка-гребец с эрегированными сосками стала украшением фонтана, который моделирует водометание как извержение спермы…», — говорилось в номере газеты от 11 августа 1935 года.

Как рассказала старший научный сотрудник Московского музея современного искусства Ольга Турчина, скульптура Шадра должна была стать символом своего времени, эталоном советской женщины.

«Но власти посчитали, что скульптору требовалось создать женщину в привычном для сталинского социализма облике матери и труженицы без выраженных половых признаков. «Девушка с веслом» получилась чересчур женственной, длинноногой, дразнящей своей самодостаточностью и независимостью», — рассказала Турчина.

Шадру пришлось переделывать скульптуру, а оригинальную «девушку» за собственный счет отправить в «парк любого города, который согласится ее принять». В итоге скульптуру приютил у себя Ворошиловград (Луганск). Во время войны фигура была разрушена при артобстреле.

10 лет назад «Девушка с веслом», которая была слишком сексуальной для Иосифа Сталина, вернулась из небытия вопреки идеологии, войне и времени. Обнаженная фигура - символ восхищения красотой и атлетизмом советского человека - вновь, как и 70 лет назад, заняла почетное место на пьедестале в Парке Горького.

Девушка, которая была слишком сексуальной для Иосифа Сталина, вернулась из небытия и встала на пьедестале, обнаженная, как в день своего создания, на набережной в Парке Горького.

Иван Шадр, любимый художник советского диктатора, изваял ее в 1934 году. Его смелая статуя «Девушка с веслом», дань восхищения красоте и советскому атлетизму, стала центральным элементом парка.

Реабилитация исходной версии скульптуры - часть захлестнувшей Россию волны ностальгии по культурным символам советских времен.

Кроме того, оно разрушает один из широко распространенных мифов. Десятилетиями люди по всему Советскому Союзу представляли себе утерянный шедевр как нечто, совершенно непохожее на то, что создал Шадр. Дело в том, что с конца 1930-х по 1980-е годы в советских парках часто устанавливались статуи затянутых в купальники или в тренировочные костюмы девушек с веслами – невыразительные подражания работы второстепенных скульпторов, не решавшихся сердить цензуру.

«Само выражение «девушка с веслом» стало идиомой, обозначающей советский китч, - рассказывает московский историк искусства и куратор Екатерина Деготь. – Услышав его, все, кто все еще помнит Советский Союз, начинают смеяться».

В дальнейшем бесчисленные скульпторы по всей стране продолжали ваять одетых девушек с веслами в рамках официальной компании по поощрению советского спорта.

«Каждый мелкий начальник в каждом маленьком городке хотел свою собственную «Девушку с веслом», - говорит заведующая отделом скульптуры ХХ века Третьяковской галереи Людмила Марц.

Шадр умер от болезни в 1941 году, в том же году под бомбами погибла его вторая «Девушка с веслом». Вера Волошина, послужившая моделью для исходной статуи, ушла воевать с немцами, попала в плен и была казнена.

Однако подлинный Шадр все же дожил до наших дней. Скульптор сделал уменьшенную – меньше человеческого роста - гипсовую копию своей первой «Девушки с веслом», а в 1950-х годах по настоянию его жены эта копия была переведена в бронзу для московской Третьяковской галереи – крупнейшего хранилища русского искусства.

 

Поделись: