Вход на сайт

To prevent automated spam submissions leave this field empty.

Вы здесь

Главная

Встреча с главным тренером сборной России Владимиром Парфеновичем. Часть 6

Встреча ПарфеновичемСегодня Вашему вниманию предлагается последняя, шестая часть рассказа о встрече с главным тренером сборной команды России по гребле на байдарках и каноэ трехкратным олимпийским чемпионом Владимиром Владимировичем Парфеновичем.

Встреча состоялась в Колпино 23 октября 2013 года.

Предыдущие части беседы можно прочитать по ссылкам: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5.

Последняя часть беседы рассказывает о технике гребли и технических терминах.

В беседе принимали участие Татьяна Вячеславовна Андреева, директор колпинской СДЮСШОР по гребле, Некоркина Роза Мухамедовна, заместитель директора по учебно-спортивной работе, Любовь Тимофеевна Григорова-Рудыковская, тренер-преподаватель, Ольга Федоровна Медведева, тренер-преподаватель, Тимофей Алексеевич Григоров-Рудыковский, тренер-преподаватель.

Григоров-Рудыковский: Есть ли какие-то характерные технические ошибки? Либо может, есть какие-то элементы техники, на которые Вы бы хотели обратить особое внимание?

Медведева: Вы уже много лет в спорте. Существует ли питерская школа гребли, которой не свойственны те ошибки, которые свойственны всем остальным?

Парфенович: Нет. Вы знаете…

Медведева: Преимуществ у нас нет, да?

Парфенович: У нас, я буду так говорить, одни и те же проблемы, одни и те же недостатки.

Андреева: Озвучьте их. Над чем стоит поработать?

Парфенович: Когда я встретился в сборной команде России с Кавериным, мы каждый вечер обсуждали технику гребли и хотели написать правильное и единое толкование ошибок гребца. Например, «доворт», тренер сказал «довернись» и спортсмен понимает, что и как ему надо делать. Потому что один говорит «доворот», а второй это же назовет другим словом. То есть нужно составить единую терминологию, единую лексику.

Или, что такое «длинней работай»? Получается, что если ты работаешь длиннее, ошибка очень серьезная: «отрыв плеча». Когда спортсмену говоришь «подлиннее» он начинает тянуться плечом, отрывать его. А как только гребец оторвал плечо, так и вся техника у него нарушилась. Я считаю, что основа техники в верхней руке. Как верхняя рука держит усилие, так оно и получается. Как только она улетела вперед мы «сломали весло», и уже усилия там нет. «Удержание, наезд на весло,- говорит Чухрай. Они ж у тебя на весло не наезжают». У него такое выражение. «Да, я тебя понимаю»,- говорю ему. Мы общаемся. Я считаю, что он был техничный гребец, и когда стал тренером, он правильно доводил технику до учеников. У него такое выражение. А я считаю, что «наезд» это когда мы поставили весло в опору в воде и должны мимо него проехать. Весло в воде по идее на месте стоит, а мы мимо весла проезжаем. Мы не тянемся к веслу. Опорная и безопорная фаза. Вот маятник качается. Раз и качнулся и в этой точке начинается разгон. Нельзя «подойти» к воде и быстренько разогнаться и мощно сработать. Мощно сработать можно только отсюда разогнав весло, поставив и уйдя в ту точку. Две точки, других не существует. Раз – ушел. А то получается у некоторых, когда их стараешься научить работать на мощном гребке, прокат сделать, он стоит перед водой и хочет мощный гребок сделать. Не получится. Если мы сажаем спортсмена на каталку и когда он делает движение, то он чувствует, как каталка поехала вперед. Так и после гребка опора закончилась, а движение идет. Вот этот «доворот массы» как говорит Каверин, разгон массы, то, что мы в те наши годы, когда гребли, делали, но не понимали что это такое. Гребок не закончился когда ты достал лопасть весла из воды, он продолжается. И движение вперед продолжается, скорость растет дальше за счет «доворота». Скорость увеличивается. Разгон на гребок должен идти сверху. Не то, что я весло подвел, поставил в опору и начал грести – не получиться, мощно не сработает. Согласны?

Андреева: Владимир Владимирович, может быть помимо брошюр сделать фильм обучающий технике гребли. Чтобы наиболее техничный спортсмен сборной команды сел на тренажер и в лодку и это снять с комментариями. Потому что когда я начинала грести, я отталкивалась от подножки, у меня была такая ошибка. И когда мы начали работать на более высоком уровне, для меня стало потрясением то, что я ногами неправильно работала. То есть я гребла в другую сторону. Мне потом тяжело было переучиться, но хорошо, что все получилось. Смысл в том, что все равно когда ездишь по всероссийским соревнованиям и видишь, что очень много спортсменов отталкиваются от подножки и гребут в другую сторону. Неплохо бы было донести до спортсменов технику визуально, наглядно. Потому что не всегда видно как спортсмены работают ногами в лодке на чемпионатах мира. Мы видим, что они двигают лодку, у нас такое ощущение, что они идут по воде. Но за счет чего и как грамотно сделать это движение не всегда можно понять. Может, стоит сделать фильм и разослать его по федерациям, либо по школам.

Парфенович: Я думаю, что это не является проблемой.

В прошлом году мы тренировались с Сашей Дьяченко. На тренировке было задание: 8 раз по 100 гребков. Я думаю, что вы должны такую работу делать, может быть, каждый месяц. Спортсмен вышел и 100 гребков максимально мощно прошел на темпе 50. Вы смотрите, какое расстояние он пройдет за эти 100 гребков. Как только он начнет проходить расстояние больше 520 метров, вы сразу поймете, какого бойца я нашла. Когда спортсмен будет проходить 520-530 метров за 100 гребков на мощной работе, вы поймете, что спортсмен «покатил».

Андреева: Можно покатить и отталкиваясь от подножки.

Парфенович: Ни отталкиванием, ни передавлением, ни недодавлением и так далее, а упор в подножку должен соответствовать опоре на весле. Ни больше, ни меньше. Я не могу надавить в подножку сильнее. Например, если у меня на весле усилие 26 кг, что я с усилием 30 кг должен давить в подножку? Я должен давить в подножку с тем усилием, которое у меня на весле. Вот это, наверно, и есть то понятие «чувство воды». Кто чувствует насколько он передавливает или давит, тот «чувствует воду». Мы же ногами гребем, практически. Все остальное это передаточные звенья.

Андреева: Вы говорите, что 530 метров пройдет спортсмен высокого уровня. Но когда приходит ребенок из более-менее… Как говорил, по-моему, тренер пловцов Кошкин «дайте мне спортсмена среднего уровня я сделаю его олимпийским чемпионом если он захочет». То есть, если у него будет желание и средний уровень…

Парфенович: Это он себя перехвалил…

Андреева: Мне кажется, есть разница, когда тебе изначально ставят ту технику, которую будут только подтачивать в сборной, либо как в моем случае стали технику полностью переделывать.

Парфенович: Выход из данной ситуации, и каким образом можно решить эту проблему. Как я для себя решал проблему техники. Мы видим определенный круг спортсменов, мы видим соревнования и имеем возможность посмотреть их повтор в замедленном режиме. Можем посмотреть на ошибки спортсменов. Но самое главное чтобы спортсмен, я из своего личного опыта, смог видеть ошибки других и исправлять их на себе. Все просто.

Андреева: Но это спортсмен мастером спорта должен быть.

Парфенович: Какой мастер спорта? Зачем?

Андреева: Но дети не смогут же исправить…

Парфенович: Вы же вначале ставите спортсмену определенную работу, а дальше вы начинаете учить его. И когда вы его приучите к тому, чтобы он постоянно проводил анализ своей техники и техники окружающих его гребцов, тогда у него сложится четкая, ясная и понятная картина. Когда он начнет в своей голове прокручивать свою технику, начиная от пальца на ноге и заканчивая концом гребка, тогда он увидит себя со стороны. Надо научить спортсмена самосозерцанию. Это сложно, конечно, сделать, но он должен видеть себя сам.

Медведева: В поддержку Татьяниной темы. У нас на тренерской учебе Каверин говорил, что у нас существует видеозапись, где показана динамика движения лодки нашего тогда сильнейшего спринтера Завольского. Но у него этой записи не было. Он очень интересно говорил, я вроде бы вникала, но не совсем. Если бы я это посмотрела, мне было бы интересно, но нам не дали. Покажите мне эталон техники гребли с точки зрения Каверина. Я, может быть поспорю, но я хотела бы посмотреть этот эталон. Или нам смотреть только олимпийских чемпионов?

Парфенович: Нет, ни в коем случае. Мы говорим о школе и медведевская школа должна отличаться своей изюминкой. Вы же свою изюминку должны тоже родить.

Можно и нужно создать методическую библиотеку в сборной команде, она должна существовать для всех. Но это сразу, за один день не делается. Я всегда говорил, что для решения любой задачи нужен период продолжительностью как минимум в два цикла. Если за два цикла ты не решил, то собирай манатки и уходи. У меня не вечная должность и за нее держаться нельзя, это не правильно. У нас, есть тренеры, не буду называть фамилии, которые говорят, что вот тех, тех и тех мы должны забрать себе и будем их тренировать, а остальные пусть едут в Краснодар тренироваться. Но у нас есть и молодые тренеры, которые недавно начали работать, тот же Тищенко, Жданов еще не такой старый тренер, молодой. Им же тоже расти надо. Я говорю, что хорошо, пусть спортсмены напишут докладную с просьбой о переводе в другую группу. Никаких проблем. Я считаю, если спортсмен хочет, можно с ним поговорить, обсудить причины перехода. Я бы тоже хотел, чтобы некоторые спортсмены перешли в другие группы, но я считаю, что молодые тренеры тоже должны расти.

Григорова-Рудыковская: Пусть они растут в юношеской, юниорской сборной. Это три разных этапа. Но не надо вот так, я хочу этих забрать… Так больше беспорядка будет.

Парфенович: И ниже результат будет. У меня в наши советские времена мысли такой не было, почему меня в эту группу поставили, а не в другую. Мы такие вопросы не задавали.

По технике продолжим или закончим? Как со временем, а то у меня поезд?..

Андреева: Давайте закончим. Время вышло.

Большое спасибо, Владимир Владимирович. (Звучат аплодисменты).

Парфенович: Я всегда открыт для общения. Телефон вы мой знаете. По любому вопросу звоните.

После встречи была сделана общая фотография на память, и состоялось торжественное чаепитие.

При использовании данного материала, ссылка на сайт www.aquaschool-kolpino.ru обязательна.

Поделись: 

Новости