Вход на сайт

To prevent automated spam submissions leave this field empty.

Вы здесь

Главная

Военное каноэ – что это? Прошлое и современность

Невозможно точно сказать, кто и когда изобрел лодку. Было это в глубокой древности и скорей всего раньше, чем придумали колесо. Да и для колеса необходимы дороги, а их на тот момент попросту не было. А водные пути для лодок были уже созданы матушкой-природой в виде рек, озер, заливов, морей. Но человек – существо агрессивное и все лучшие изобретения старается применить в военных целях. Так произошло и с лодкой в те далекие времена.

Сегодня наш рассказ о необычных лодках – военных каноэ, которые изготавливали и американские индейцы, и африканские племена, и туземцы Океании и Новой Зеландии. И что самое интересное эти лодки используются до сих пор. Нет, конечно, не по прямому своему назначению, а в качестве спортивных судов. Конструкция их сильно изменилась, изготавливают каноэ из современных материалов, а свою накопившуюся агрессию люди теперь тратят на водных дорожках гребных регат.

Image

Военное каноэ – это разновидность каноэ, разработанное и оборудованное для ведения военных действий. Такие лодки являются частью культуры многих народов мира.

В наше время они адаптированы для спортивных состязаний, и термин «военное каноэ» фактически означает класс гоночных лодок, соревнующихся на гладкой воде.

Грозное оружие…

Военные каноэ обычно применялись в Африке и Америке для транспортировки воинов и провианта, а также как средство для доставки десанта при нападении на прибрежные цели. В то время как сражения в открытом море на таких лодках происходили крайне редко.

В XIV веке различные племена Западной Африки во внутренних водах использовали огромные боевые каноэ длиной до 24-х метров и вместимостью более 100 человек.

Image

Военное каноэ народности игбо, проживающего на юго-востоке Нигерии, – смесь национальной и завезенной технологий. Изготовлено из ствола дерева. Рулевое управление обеспечивают два «матроса» на носу и на корме. На боевом мостике, в центре каноэ, можно видеть мушкеты готовые к бою. Над головами гребцов реют захваченные в качестве трофеев флаги неприятеля. (Изображение относится к 1830-м годам)

Изготавливались военные каноэ, как правило, из массивного ствола одного дерева. Лучше всего для этой цели подходило хлопковое дерево – величественное тропическое дерево высотой до 60-70 метров. Корпус лодки изнутри выжигали огнем и выдалбливали различными инструментами. Ширина каноэ доходила до 2,4 метра. Внутри лодки оборудовались банками для гребцов, а также местами для очага и даже спальными местами.

Исследователи отмечают, что каноэ были изготовлены очень качественно и годились даже для морских переходов, хотя и не оборудованы уключинами.

Image

Король Коко со своим военным каноэ у побережья Гвинеи (иллюстрация из газеты «Дейли График», Лондон, 1895 год)

Воин на борту обычно был вооружен щитом, копьем и луком. В эпоху появления пороха на носу или корме иногда монтировались небольшие железные или латунные пушки. Однако стрельба из них была относительно малоэффективна. Доставка воинов для совершения внезапного нападения имела гораздо больший успех. Обычной тактикой было прокрасться на каноэ близко вдоль берега, выгрузить оружие и личный состав, а затем быстро отчалить, чтобы повторить рейс. Тем не менее, кроме транспортных функций в Западной Африке каноэ активно применялись для ведения боевых действий в лагунах, заливах и озерах.

Image

В Военно-историческом музее Окленда (Новая Зеландия) хранится военное каноэ Те-Токи-а-Тапири, изготовленное из ствола красного дерева в 1830-е годы. Его длина – 25 метров, рассчитано на 120 человек.

В Нигерии в XIX веке на больших военных каноэ для придания нападавшим огневой мощи устанавливались до 20-ти пар орудий на поворотных платформах с шагом 1,5–1,8 метра. В боевых операциях задействовалось до 300 военных каноэ.

На военных каноэ существовало четкое разделение обязанностей: гребцы гребли, а воины – воевали. Роль гребцов зачастую выполняли рабы.

Пользовались быстроходными военными каноэ и пираты, стремившиеся захватить добро богатых купцов-колонистов.

Популярны военные каноэ были также у европейских работорговцев и у их местных сообщников, которые собирали человеческий груз по берегам водных акваторий черного континента для отправки в Америку.

А теперь - вид спорта

Как вид спорта в настоящее время гонки на военных каноэ проводятся в Канаде с участием экипажей из северо-западных штатов США.

К сожалению, этот вид спорта остается непризнанным Международной федерацией гребли на байдарках и каноэ. Он, конечно, не имеет такой массовой популярности и маркетинговой поддержки как гонки на «Драконах», но, несмотря на это является важной частью гоночных программ большинства канадских клубов, где культивируется гребля на байдарках и каноэ. Канада является единственной страной, где военное каноэ развивается в системе гребных клубов.

Image

Экипаж канадского гребного клуба «Ред Уингз» (1930-е годы)

Сам термин «военное каноэ» происходит от того как эти лодки называли воинствующие аборигены, но потом они стали использовали их в спортивных целях и это стал популярный вид спорта в Ванкувере, что в канадской провинции Британская Колумбия, еще до 1922 года, когда большие собрания коренных жителей были объявлены вне закона. Сегодня жители местных индейских общин очень довольны возрождением национального вида спорта, хотя еще недостаточно налажено взаимодействие с командами некоренных жителей. Коренные жители проводят отдельные соревнования, которые отличаются национальным колоритом, да и лодки у них другие, и посадка в них.

Экипаж спортивного военного каноэ состоит из 15-ти человек, включая рулевого, а в судейских протоколах обозначается С-15. Гребцы расположены по семь человек с каждого борта и стоят на колене, как в традиционном спортивном каноэ. Корпус лодки чаще изготовлен из дерева, но уже встречается и стекловолоконные каноэ. Весла также делают из дерева, но в последнее время спортсмены гребут веслами из углеродного материала, что дает преимущество по сравнению с деревянными.

Если же опять сравнить спортивное военное каноэ с драгонботом то можно отметить, что оно имеет более высокую скорость за счет более лучших обводов корпуса и того что гребцы стоят на колене, что делает их гребок более эффективным, чем в сидячем положении в лодке-драконе. Кроме того в военном каноэ отсутствует такой член экипажа как барабанщик.

Image

Регата в Канаде

Дистанции, на которых проводятся заезды военных каноэ - стандартные для гребли на байдарках и каноэ – 200, 500 и 1000 метров. Гонки на военных каноэ входят в программу национального чемпионата Канады по гребле на байдарках и каноэ, больше того являются кульминацией всей регаты, и проходят всегда в атмосфере жесткой конкуренции при активной поддержке многочисленных болельщиков. Ведь победа в этом классе лодок является предметом гордости канадских гребцов, потому что экипаж военного каноэ является своеобразной витриной гребного клуба.

И вообще, это просто красивое зрелище, когда в захватывающей гонке мчатся девять лодок с пятнадцатью гребцами на борту в каждой. Что ни говори, а соревнования многовесельных лодок - всегда замечательное представление.

НОВОСТИ ГРЕБЛИ. Санкт-Петербург (aquaschool-kolpino.ru)

 

Поделись: